По итогам Всемирной конференции радиосвязи Международного союза электросвязи 2019 года

В период с 28 октября по 22 ноября 2019 года в г. Шарм Эль-Шейхе (Арабская Республика Египет) проходила Всемирная конференция радиосвязи МСЭ 2019 года
(ВКР-19).

С момента утверждения повестки дня ВКР-19 стало понятно, что данной ВКР предстоит сыграть ключевую роль в формировании технической и регламентарной основы для функционирования служб радиосвязи во всех странах, в особенности применения технологии связи IMT-2020, использование систем беспроводного широкополосного доступа, вопросы по распределения полос радиочастот для станций на высотной платформе (HAPS) для воздушных судов, расположенных в стратосфере которые могут использоваться для различных применений, таких как телекоммуникации, связь в чрезвычайных ситуациях, для обеспечения общественной безопасности, интеллектуальные транспортные системы, морской надзор и мониторинг окружающей среды.

В задачу ВКР входит анализ и в случае необходимости, пересмотр Регламента радиосвязи МСЭ, международного договора, регулирующего использование радиочастотного спектра, а также геостационарной и негеостационарной спутниковых орбит на международном уровне. Пересмотры осуществляются на основе повестки дня, определяемой Советом МСЭ, который учитывает рекомендации предыдущих всемирных конференций радиосвязи.

Предварительная повестка дня всемирных конференций радиосвязи устанавливается заблаговременно за четыре–шесть лет, а окончательная повестка дня устанавливается Советом МСЭ за два года до конференции с согласия большинства государств-членов.

В соответствии с Уставом МСЭ, ВКР может:

• пересматривать Регламент радиосвязи и любые связанные с ним Планы частотных присвоений и частотных выделений;

• рассматривать любые вопросы радиосвязи всемирного характера;

• давать поручения Радиорегламентарному комитету и Бюро радиосвязи и анализировать их деятельность;

• определять вопросы для изучения Ассамблеей радиосвязи и ее исследовательскими комиссиями при подготовке к будущим конференциям радиосвязи.

На основе вкладов, полученных от государств, Специального комитета, исследовательских комиссий по радиосвязи и из других источников, касающихся регламентарных, технических, эксплуатационных и процедурных вопросов, подлежащих рассмотрению всемирными и региональными конференциями радиосвязи, Подготовительное собрание к конференции готовит сводный отчет, который должен использоваться для поддержки работы таких конференций.

На ВКР-19 участвовало— более 3300 участников, прибывших из более 155 стран, в том числе и из Республики Узбекистан (в МСЭ входит 193 государства — члена МСЭ), что сделало ее одним из наиболее значимых мероприятий МСЭ. Также на ВКР-19 присутствовало более 200 наблюдателей от членов МСЭ, относящихся к частному сектору, представителей от международных организаций.

Быстрый технический прогресс в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также рост конвергенции услуг радиосвязи в современных устройствах связи обусловливают острую необходимость обеспечения максимально эффективного использования радиочастотного спектра, являющегося ограниченным ресурсом. Целью ВКР-19 являлось рассмотреть технические, регламентарные и эксплуатационные аспекты для того, чтобы решить вопросы, связанные с распределением частот и совместным использованием частот для обеспечения высокого качества услуг радиосвязи, в том числе подвижной (мобильной) связи, спутниковой связи, космических исследований, радионавигации и радиолокации для морского и воздушного транспорта, а также для научных целей, связанных с окружающей средой, метеорологией и климатологией, предсказанием бедствий, смягчением их последствий и оказанием помощи.

Конференция проходила под председательством д-ра Амр Бадави из Арабской Республики Египет и шести его заместителей (по числу региональных организаций). РСС было представлено г-ном С.Пастухом (Российская Федерация). На выборные должности по проведению конференции (председатели комитетов, рабочих групп, подгрупп и их заместители) от Республики Узбекистан заместителем председателя Комитета 6, наряду с представителями других стран, был избран начальник Департамента радиосвязи, радиовещания и телевидения ГУП «UNICON.UZ — ЦНТМИ» Дилмурод Дусматов. Председателем комитета по проверке полномочий был избран представитель Казахстана г-н Тимофей Ким. При этом стоит напомнить, что на ВКР-15 года Председателем Комитет по бюджетному контролю был избран заместитель директора ГУП «UNICON.UZ — ЦНТМИ» Анвар Кадиров, а на ВКР-12 года заместителем председателя Комитета 5, наряду с представителями других стран, был избран директор ГУП «UNICON.UZ — ЦНТМИ» Алишер Файзуллаев, а на ВКР-03 заместителем председателя 7 комитета был профессор Риси Исаходжаевич Исаев, руководившим ЦНТМИ в те годы.

Для работы Конференции, повестка дня которой включала более 30 вопросов и различное число подвопросов в них, были образованы 7 комитетов:

Комитет 1 – Руководящий комитет - координация всех вопросов, связанных с планомерным проведением работы, и планирование порядка и количества заседаний, избегая, по возможности, одновременного проведения заседаний в связи с ограниченным числом членов некоторых делегаций (п. 67 Общего регламента). В состав комитета вошли председатель конференции, его заместители, председатели комитетов и их заместители.

Комитет 2 – Комитет по проверке полномочий - Проверка полномочий делегаций и представление отчета со своими выводами пленарному заседанию в установленные последним сроки (п. 68 Общего регламента).

Комитет 3 – Комитет по бюджетному контролю - Определение уровня организации и условий, предоставляемых делегатам, рассмотрение и утверждение счетов по расходам, производимым в течение всего периода работы конференции, а также представление пленарному заседанию отчета по смете общих расходов конференции и оценки финансовых последствий (п. 488 Конвенции), которые может повлечь за собой исполнение решений, принятых конференцией (пп. 71–74 Общего регламента).

Комитет 4 – Переданные на рассмотрение пункты повестки дня, связанных с любительской службой, морскими системами, подвижной, фиксированными и воздушно-подвижной службами.

Комитет 5 – Переданные на рассмотрение пункты повестки дня связанные с спутниковыми, метрологическими, службами, а также вопросы связанные с процедурами предварительной публикации, координации, заявления и регистрации частотных присвоений, относящихся к спутниковым сетям.

Комитет 6 – Переданные на рассмотрение пункты повестки дня, связанных с рассмотрением пересмотренные Рекомендации МСЭ-R, рассмотрение логически вытекающие изменения и поправки к Регламенту радиосвязи, которые могут потребоваться в связи с решениями конференции, рассмотрение резолюции и рекомендации предыдущих конференций с целью их возможного пересмотра, замены или аннулирования, рассмотрение просьб от администраций об исключении примечаний, относящихся к их странам, или исключении названий их стран из некоторых примечаний, если в этом более нет необходимости, а также рекомендовать Совету пункты для включения в повестку дня следующей ВКР и представить свои соображения в отношении предварительной повестки дня последующей конференции.

Комитет 7 – Редакционный - совершенствовать по форме тексты, подлежащие включению в Заключительные акты Конференции, не меняя их смысла, для представления пленарному заседанию.

Для рассмотрения вопросов повестки дня и подготовки регуляторных текстов по вопросам ВКР-19 в комитетах 4, 5 и 6 были образованы соответствующие рабочие группы (РГ).

Для рассмотрения пунктов повестки дня Конференции, Комитету 4 были организованы следующие рабочие группы:

Рабочая группа 4A (РГ 4A) − Широкополосные применения в подвижной службе.

Рабочая группа 4B (РГ 4B) − Сухопутная подвижная и фиксированная служба

Рабочая группа 4C (РГ 4C) − Морская, воздушная и любительские службы

Специальная группа 4-1 (СГ 4-1) – по примечанию 5.441B Регламента Радиосвязи, касательно деятельности Сектора радиосвязи в период после ВКР-15 (пункт 9.1*), включая вопросы, касающиеся Резолюции 223 (Пересм. ВКР-15) (части, связанные с полосой частот 4800−4990 МГц, и примечание п. 5.441B);

Комитетом 5 были образованы:

Для рассмотрения пунктов повестки дня Конференции, порученных Комитету 5, были организованы следующие рабочие группы:

Рабочая группа 5A (РГ 5A) − Распределение спутниковым службам;

Рабочая группа 5B (РГ 5B) − Регламентарные вопросы спутниковых служб;

Рабочая группа 5C (РГ 5C) – Наука.

Для рассмотрения пунктов повестки дня Конференции, порученных Комитету 6, предлагаются следующие рабочие группы:

Рабочая группа 6A (РГ 6A) − Общие вопросы;

Рабочая группа 6B (РГ 6B) − Следующая ВКР.

Вмести с постоянным интересом к работе Комитетов 4,5,6 на данном конференции многих интересовала работа Комитет по бюджетному контролю (Комитета 3). С учтём того, что после Стамбульской конференции радиосвязи 2000 года, все ВКР проводились в г.Женеве, многих интересовал вопрос расходов на проведение ВКР в Арабской Республике Египет. При первоначальном бюджете ВКР-19 года 6.6 млн. швейцарских франков, фактические расходы составили 5.3 млн. швейцарских франков, при этом бюджет ВКР-2015 года составлял 6.9 млн. швейцарских франков, а фактические расходы немногим более 6 млн. швейцарских франков. То есть по итогам ВКР-19, проведение ВКР в Египте дало экономию более 1.3 млн. швейцарских франков от бюджета. Данные показатели дали многие доводы для сторонников проведения ВКР в различных странах.

В период работы ВКР участниками были рассмотрены тексты резолюций и рекомендаций МСЭ-R для включения их в Регламент радиосвязи МСЭ, вопросы принятия соответствующих мер по совершенствованию международной структуры регулирования спектра. Кроме того, проходили также неформальные заседания рабочих групп, групп администраций, которые имеют различные позиции в решении отдельных вопросов по пунктам повестки дня конференции 2019 года и нахождению по ним приемлемых для всех заинтересованных сторон решений.

Одним из самых тяжелых вопросов на Конференции стал вопрос пункта повестки дня ВКР 1.13 рассмотрение определения полос частот для будущего развития Международной подвижной электросвязи (IMT), включая возможные дополнительные распределения подвижной службе на первичной основе, в соответствии с Резолюцией 238. Трудность вопроса составляло не столько вопрос определения диапазонов для IMT, сколько вопрос защиты существующих служб в рассматриваемых диапазонах.

Также как продолжение трудности вопросов, связанных IMT, также было трудное обсуждение в рамках пункта повестки дня 10 рекомендовать Совету пункты для включения в повестку дня следующей ВКР и представить свои соображения в отношении предварительной повестки дня последующей конференции и в отношении возможных пунктов повесток дня будущих конференций, в соответствии со Статьей 7 Конвенции. Многие вопросы, которые планируется рассмотреть на следующим ВКР, в 2023 году, опять же связаны с развитием IMT.

По итогам ВКР-19 определено дополнительные полосы радиочастот для IMT, которые будут способствовать развитию мобильных сетей пятого поколения (5G).

Ожидается, что 5G будет соединять людей, вещи, данные, приложения, транспортные системы и города в интеллектуальных сетевых средах связи. Он будет транспортировать огромное количество данных гораздо быстрее, надежно подключать чрезвычайно большое количество устройств и обрабатывать очень большие объемы данных с минимальной задержкой.

Ожидается, что технологии 5G будут поддерживать такие приложения, как умные дома и здания, умные города, 3D-видео, работа и игра в облаке, удаленные медицинские услуги, Виртуальная и дополненная реальность, а также массовые межмашинные коммуникации для автоматизации промышленности. Сети 3G и 4G в настоящее время сталкиваются с проблемами в поддержке этих услуг.

Эти новые функциональные возможности и новые услуги требуют нового способа развертывания передовых мобильных услуг, а также новых подходов в создании технологий 5G для совместной работы в промышленных условиях с помощью межмашинной связи, Интернета вещей (IoT) или подключенных транспортных средств. МСЭ находится на переднем крае разработки стандартов, позволяющих всем этим функциям работать вместе.

В новых резолюциях, утвержденных на ВКР-19, указывалось, что для применения IMT с ультранизкой задержкой и очень высокой скоростью передачи битов потребуются более крупные смежные блоки спектра, чем те, которые имеются в полосах частот, которые ранее были определены для использования администрациями, желающими внедрить IMT. Они также отметили, что для облегчения глобального роуминга и получения выгод от экономии за счет эффекта масштаба желательно обеспечить гармонизацию глобальных диапазонов частот для IMT

При определении полос частот 24.25-27.5 ГГц, 37-43.5 ГГц, 45.5-47 ГГц, 47.2-48.2 и 66-71 ГГц для развертывания сетей 5G ВКР-19 также принял меры по обеспечению надлежащей защиты спутниковых служб разведки Земли, включая метеорологические и другие пассивные службы в смежных полосах.

В общей сложности конференция определила 17,25 ГГц спектра для IMT, по сравнению с 1,9 ГГц полосы пропускания, доступной до WRC-19. Из этого числа 14,75 ГГц спектра были гармонизированы во всем мире, достигнув 85% глобальной гармонизации.

Кроме того, ВКР-19 также определил план исследований по определению частот для новых компонентов 5G. В качестве примера, чтобы облегчить мобильную связь с помощью высокогорных базовых станций IMT (HIBS). HIBS может использоваться как часть наземных сетей IMT для обеспечения мобильной связи в недостаточно обслуживаемых районах, где трудно охватить наземные базовые станции IMT по разумной цене.

Ожидается, что IMT-2020, название, используемое в МСЭ для стандартов 5G, будет продолжать разрабатываться с 2020 года, при этом испытания 5G и коммерческая деятельность уже ведутся для оказания помощи в оценке потенциальных технологий и полос частот, которые могут быть использованы для этой цели.

Первые полномасштабные коммерческие развертывания для 5G ожидаются через некоторое время после вступления в силу спецификаций IMT-2020.

Государства-члены МСЭ договорились на Всемирной конференции радиосвязи 2019 года (ВКР-19) определить дополнительные полосы радиочастот для систем высотных платформ (HAPS).

Эти легко развертываемые станции, работающие в стратосфере (слой земной атмосферы, начинающийся с 20 километров), достаточно высоки, чтобы обеспечить обслуживание большой территории или увеличить возможности других поставщиков широкополосных услуг. Технологические инновации последних лет - и растущая актуальность расширения доступности широкополосной связи, привели к развитию систем HAPS.

Соглашения, достигнутые на ВКР-19, помогают проложить путь для подключения большего числа людей в мире к преимуществам современной цифровой экономики, особенно в недостаточно обслуживаемых общинах и в сельских и отдаленных районах.

В новой резолюции, принятой на ВКР-19, также упоминается, что современные технологии, такие как HAPS, могут использоваться для предоставления широкополосных приложений для широкополосной связи и аварийно-восстановительной связи с минимальной инфраструктурой наземной сети.

Системы HAPS могут использоваться как для обеспечения фиксированной широкополосной связи для конечных пользователей, так и для передачи каналов связи между мобильными и основными сетями для обратной передачи трафика. Оба типа приложений HAPS позволят развернуть беспроводную широкополосную связь в отдаленных районах, в том числе в горных, прибрежных и пустынных районах.

Новое разрешение подчеркивает, что HAPS может обеспечить широкополосное подключение с минимальной инфраструктурой наземной сети. Это может потенциально обеспечить более дешевое подключение и более быстрое развертывание.

HAPS - это не новая концепция, и исследования МСЭ по HAPS начались примерно в 1996 году. Тем не менее, HAPS стали более жизнеспособными благодаря развитию технологий за счет достижений в области эффективности солнечных панелей, плотности энергии батареи, легких композитных материалов и антенн.

В настоящее время некоторые отрасли промышленности проводят испытания по обеспечению широкополосного доступа через HAPS с использованием легких самолетов и дирижаблей на солнечных батареях на высоте 20-25 километров, работающих непрерывно в течение нескольких месяцев.

Делегаты ВКР-19 согласились с тем, что ассигнования на фиксированную службу в диапазонах частот 31-31.3 ГГц, 38-39.5 ГГц будут определены для использования IMT во всем мире. Они также подтвердили, что существующие во всем мире идентификации для IMT в диапазонах 47,2-47,5 ГГц и 47,9-48,2 ГГц доступны для использования во всем мире администрациями, желающими внедрить высокогорные платформенные станции.

Они согласились на использование частотными полосами 21,4-22 ГГц и 24,25-27,5 ГГц HAPS в фиксированной службе в регионе 2.

Они также согласились с ограничениями в отношении направлений связи и включением технических условий эксплуатации систем HAPS для защиты других служб.

Эти согласованные на глобальном и региональном уровнях обозначения HAPS будут способствовать развитию услуг HAPS и позволят перейти к коммерческому развертыванию испытаний.

ВКР-19 приняла декларацию, которая способствует гендерному равенству, справедливости и паритету в работе Сектора радиосвязи МСЭ. Конференция признала, что, хотя радиосвязь играет жизненно важную роль в глобализации и эффективном развитии информационных и коммуникационных технологий, очень немногие женщины участвуют в международных процессах, связанных с развитием систем и служб радиосвязи. В Декларации подчеркивается необходимость обеспечения активного и значимого участия женщин во всех видах деятельности Сектора радиосвязи МСЭ (МСЭ-R), с тем, чтобы эффективно продвигать его работу.

Государства-Члены и Члены Секторов МСЭ заявили, что они в срочном порядке предпримут активные меры для увеличения числа девочек и девушек, получающих начальное и среднее образование по высшей математике и естественным наукам, при подготовке к бакалавриату в областях «наука, технология, инженерия и математика» (STEM), особенно в области электротехники и информатики. Они также согласились увеличить число стипендий и стипендий, предоставляемых женщинам, получающим академические степени на всех уровнях в областях STEM, и к 2023 году существенно увеличить количество стажировок, возможностей для обучения и летних рабочих мест, доступных для женщин, чтобы подготовить их к профессиональной карьере. и лидерские позиции в секторе телекоммуникаций/ИКТ.

«МСЭ привержен политике гендерного равенства и интеграции, направленной на расширение возможностей как женщин, так и мужчин, особенно в деле обеспечения равного доступа к услугам электросвязи и ИКТ. Общество в целом выиграет от участие женщин в разработке технологий, разработке политики и принятии решений, и я настоятельно призываю наши Государства-Члены и Членов Секторов включать женщин во все аспекты деятельности, связанной с МСЭ" - сказал Генеральный секретарь МСЭ Хоулинь Чжао.

«Сектор радиосвязи МСЭ, который вносит значительный вклад в наше постоянно расширяющееся общество информации и знаний, извлечет огромную пользу из учета гендерной проблематики и расширения прав и возможностей женщин посредством ИКТ. Сеть МСЭ Женщин, инициированный Бюро радиосвязи, призван содействовать продвижению женщин в области радиосвязи, телекоммуникаций/ИКТ и смежных областях с целью расширения участия женщин и девочек в информационном обществе и содействия достижению Цели ООН в области устойчивого развития по достижению гендерного равенства» - сказал г-н Марио Маневич, Директор Бюро радиосвязи МСЭ. Директор Маневич подчеркнул, что каждый должен сыграть свою роль в обеспечении того, чтобы женщины и мужчины могли конкурировать на равных условиях за возможности в среде ИКТ, и особенно в радиосвязи.

На последнем пленарном собрании конференции Главами делегаций более 150 Государств-Членов МСЭ в торжественной обстановке были подписаны Заключительные акты конференции, насчитывающие более 500 страниц информации, предусматривающей необходимые изменения и дополнения положений Регламента радиосвязи и затрагивающие вопросы распределения и использования радиочастотного спектра всеми службами радиосвязи. 

В соответствии со Статьей 59 Регламента радиосвязи МСЭ принятые ВКР-19 изменения и дополнения данного Регламента вступят в силу с  1 января 2021 года, за исключением тех пунктов, по которым решениями конференции установлены иные сроки.

Основными итогами ВКР-19 года можно считает:

Распределены дополнительные полосы для IMT – 24,25–27,5 ГГц, 37–43,5 ГГц, 45,5−47 ГГц, 47,2–48,2 ГГц и 66–71 ГГц, что способствует развитию сетей подвижной связи пятого поколения (5G).

Спутниковая служба исследования Земли (ССИЗ) – Защита ССИЗ обеспечивается благодаря возможности предоставления распределения на глобальной первичной основе в полосе частот 22,55–23,15 ГГц, что позволит использовать ее для спутникового слежения, телеметрии и контроля.

Негеостационарные спутники – Установлены регламентарные процедуры для группировок негеостационарных спутников фиксированной спутниковой службы, что открывает небо для связи последующих поколений. Спутниковые мегагруппировки, состоящие из сотен или тысяч космических аппаратов на низкой околоземной орбите, становятся популярным решением для обеспечения электросвязи на глобальном уровне, а также для дистанционного зондирования, исследований космоса и верхних слоев атмосферы, метеорологии, астрономии, демонстрации технологий и образования.

В регулирование вносятся изменения для содействия рациональному, эффективному и экономичному использованию радиочастот и связанных с ними орбит, в том числе геостационарной спутниковой орбиты.

Станции на высотной платформе (HAPS) – Определены дополнительные полосы частот для систем на высотной платформе – радиостанций на воздушной платформе, находящихся в стратосфере над большой зоной покрытия, – для содействия реализации электросвязи с целью обеспечения приемлемого в ценовом отношении широкополосного доступа в сельских и отдаленных районах.

Сети WiFi – Были пересмотрены регламентарные положения для использования как вне, так и внутри помещений систем беспроводного доступа и учета роста спроса на них, включая RLAN для соединений конечного пользователя радиосвязи с сетями общего пользования или базовыми частными сетями, такими как WiFi.

Системы железнодорожной радиосвязи между поездом и путевыми устройствами (RSTT) – Утверждена Резолюция по системам железнодорожной радиосвязи, которая будет способствовать развертыванию систем железнодорожной связи между поездом и путевыми устройствами для обеспечения потребностей среды высокоскоростного железнодорожного движения, в частности для организации поездной радиосвязи с целью более эффективного управления железнодорожным движением, безопасности пассажиров и повышения безопасности движения поездов.

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) – Утверждена Рекомендация МСЭ (стандарт) для интеграции ИКТ в развивающиеся интеллектуальные транспортные системы (ИТС) с целью соединения автотранспортных средств, совершенствования управления дорожным движением и содействия повышению безопасности вождения.

Радиовещательная спутниковая служба (РСС) – Защита частотных присвоений для обеспечения механизма установления приоритетов для развивающихся стран с целью получения доступа к ресурсам спектра и орбиты.

Глобальная морская система для случаев бедствия и обеспечения безопасности (ГМСББ) – Расширенное покрытие и совершенствование возможностей ГМСББ.

Концепция на период до 2023 года: Взгляд на некоторые разделы повестки дня ВКР‑23

Земные станции, находящиеся в движении (ESIM) – Будут определены условия для взаимодействия ESIM с геостационарными космическими станциями фиксированной спутниковой службы с целью обеспечения надежных интернет-услуг с высокой пропускной способностью для воздушных и морских судов и наземных автотранспортных средств.

Базовые станции IMT на высотной платформе (HIBS) – возможность использования тех же полос частот, что и для базовых станций IMT наземного базирования на HAPS, для расширения возможности установления подвижных широкополосных соединений для сообществ, обслуживаемых в недостаточной степени, и отдаленных районов.

Применения воздушной подвижной связи – Модернизация воздушных систем радиосвязи ВЧ, новые применения воздушной подвижной службы, не связанные с обеспечением безопасности, для связи воздух-воздух, земля-воздух и воздух-земля авиационных систем, и возможные новые распределения воздушной подвижной спутниковой службе для поддержки воздушной связи ВЧ в направлениях Земля-космос и космос-Земля.

Глобальная морская система для случаев бедствия и обеспечения безопасности (ГМСББ) – Совершенствование связи и дополнительные ресурсы спектра и орбиты для расширения возможностей ГМСББ на море, таких как электронная навигация.

В работе ВКР-19 года участвовали четыре специалиста от ГУП Центр Электромагнитной совместимости. Техническую поддержку по состоянию обсуждаемых радиочастотных диапазонов оказывалась производственными отделами ОТВиРВ, ОКРП, ОПРС, ОФиСС, СТРК в г.Ташкенте.

 

А.Кудратова инженер ОКРП


2019 год – Год активных инвестиций и социального развития

Вопросы и ответы

Единый портал интерактивных государственных услуг