Персональная ответственность, твердая дисциплина и инициативность – фундамент эффективной работы

10 февраля этого года Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым подписан Указ «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства».

 

Учитывая важность и значимость поднятых в Указе системных задач, стоящих перед органами управления и хокимиятами республики, главный редактор газет «Янги Ўзбекистон» и «Правда Востока» встретился с Управляющим аппаратом Кабинета Министров Абдукадыровым Р.В.

– Скажите, пожалуйста, каковы главные мотивы и причины принятия этого Указа? Разве эти вопросы не были предметом особого внимания ранее принятых актов законодательства?

– Для ответа на этот вопрос предлагаю обратиться к истории. Первое12 января 1999 года принято постановление Кабинета Минис­тров № 12 «О мерах по укреплению исполнительской дисцип­лины». Прошедшие годы твердо подтвердили целесообразность принятия этого акта, а практика работы органов управления и достигнутые результаты – эффективность реализуемых механизмов, форм и методов укрепления исполнительской дисциплины.

Второеначатые в 2016 году в стране коренные преобразования по развитию нового современного Узбекистана выдвинули на повестку дня, и это следует особо подчеркнуть, вопросы повышения персональной ответственности руководителей Кабинета Минис­тров и его комплексов, органов государственного и хозяйственного правления, а также хокимиятов всех уровней за эффективное и результативное исполнение актов и поручений Президента Республики Узбекистан и дальнейшее укрепление исполнительской дисциплины.

В январе 2017 года на заседании Правительства, посвященном итогам социально-экономического развития республики в 2016 году, дана принципиальная и жесткая оценка каждому руководителю комплекса Кабинета Министров, большинству членов Правительства и хокимов регио­нов. Было особо подчеркнуто, что в основе серьезных недостатков и просчетов находится отсутствие личной дисциплины, ответственности и инициативности. Затем главой государства 11 апреля 2017 года было принято специальное постановление № ПП-2881. С принципиально новыми подходами этого важнейшего документа на отдельном совещании были ознакомлены все руководители и члены Правительства, органов государственного и хозяйственного управления, хокимы регионов республики.

Прошедшие пять лет убедительно подтвердили целесообразность и необходимость мер, принятых по инициативе Президента страны. Проделанная за 2016-2021 годы работа по внедрению в практику современных методов управления, совершенствованию форм контроля и проверки исполнения, усилению требовательности, а также принятые строгие меры по повышению персональной ответственности руководителей стали гарантией реализации многогранных задач государственного строительства, обеспечения углубления экономических и социальных реформ, стабильного и ускоренного развития республики в сегодняшних непростых условиях.

Третье – жизнь не стоит на месте, а выдвигает новые требования. 18 января этого года на расширенном селекторном совещании руководитель страны во главу угла коренных преобразований на современном этапе развития Узбекистана вновь четко и ясно определил комплекс задач по эффективной организации исполнения актов законодательства.

Закономерно спросить: чем вызвана такая постановка вопроса? Обратимся к отдельным основным и ключевым направлениям Госпрограммы «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения». В числе приоритетов в программе определены: обеспечение макроэкономической стабильности, продолжение активной инвестиционной политики, развитие экспортного потенциала, трансформация государственных компаний, формирование свободной конкурентной среды на товарных и финансовых рынках, дальнейшее комп­лексное развитие территорий, особенно 33 отстающих в экономическом и социальном развитии районов, развитие промышленного потенциала в 84 городах и районах, создание технопарков, кластеров и логистических центров, отмена целого ряда лицензий и разрешительных документов для успешного ведения бизнеса.

Наряду с этим, в соответствии с проведенными в конце прошлого и начале этого года встречами предстоит обеспечить активизацию и наполнение новым содержанием реализацию комплекса мер по работе с различными категориями молодежи, в сферах образования и науки, здравоохранения и культуры, а также в духовно-просветительской сфере. И самое главное – необходимо обеспечить дальнейшее повышение уровня и качества социальной защиты всех категорий населения республики.

Все это, безусловно, потребует не только принятия целого пакета актов законодательства, но и более совершенного уровня организации их эффективного исполнения, достижения в полном объеме поставленных задач и целевых параметров.

Основные направления реализации требований Указа

– На какие принципиальные вопросы укрепления исполнительской дисциплины необходимо особо обратить внимание для достижения целей, определенных в Указе Президента страны?

– Вы корректно и четко поставили этот важнейший вопрос. К сожалению, у многих руководителей и специалистов органов управления бытует ошибочное мнение, что исполнительская дисциплина – это только свое­временное, то есть к установленному сроку выполнение поручения, определенного в законодательном акте.

Именно на этом начальном этапе организации работы такое ошибочное мнение, взятое на вооружение многими руководителями и специалистами, является одной из главных причин низкой исполнительской дисциплины. К примеру, без строгого соблюдения требований законодательных актов и установленных сроков крайне сложно создать высокотехнологичное и рентабельное производство, кластер или логистический центр, реализовать крупный инвестиционный проект, ввести в эксплуатацию социально-значимые объекты и так далее.

Не будет преувеличением, если скажу, что «исполнительская дисциплина», являясь своего рода интегрированным показателем, таким как, например, ВВП, включает в себя ряд важнейших компонентов, определяющих фундамент успешной реализации системных и приоритетных задач. В их числе:

первый компонент – всесторонний, тщательный и критический анализ состояния развития каждой отрасли экономики, социальной сферы, региона, города и района, а с учетом новых требований – и каждой махалли;

второй компоненткритический анализ на ежедневной системной основе эффективности реализации законов, актов и поручений Президента страны, обеих палат Олий Мажлиса, а также Правительственных решений. В Послании Парламенту республики было отмечено, что «…за последние 4 года приняты 150 законов, около 2 тысяч указов и постановлений, нацеленных на претворение в жизнь масштабных преобразований». И безусловно, все они должны быть реализованы в полном объеме, ибо за каждым актом стоят системные задачи развития страны, общества и благополучия людей. При этом должны обеспечиваться оценка деятельности каждого руководителя и персональная ответственность согласно достигнутым результатам;

третий компонентформирование на постоянно обновляемой основе электронной базы данных как по отраслям экономики, так и территориям республики в разрезе городов и районов, а также махаллям, включающей следующие основные сведения: а) экономичес­кие и финансовые показатели; б) инвестиционную деятельность; в) расширение экспортного потенциала; г) вопросы трудозанятости; д) развитие предпринимательства и социальной сферы; е) особо должны быть отражены проб­лемные вопросы, требующие решения на отраслевом или территориальном уровне; ж) перечень системных задач, требующих реализации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Подготовительная работа по всем трем компонентам осуществляется ежегодно в декабре. Всестороннее обсуждение на коллегиях органов управления и заседаниях в хокимиятах – в начале января, с последующим подведением итогов в Кабинете Министров, как это было сделано в 2021 году во главе с Премьер-министром и руководителем Администрации Президента Республики Узбекистан. Накопленный, особенно за последние пять лет, опыт показал, что без формирования и реализации этих трех важнейших компонентов не представляется возможным выстроить прочную и надежную Единую систему организационной, исполнительской и контрольной деятельности. Именно эта задача определена в качестве приоритетной в Указе главы государства.

Механизмы, формы и методы укрепления исполнительской дисциплины

– Принятый Указ включает в себя пакет документов – приложений. В чем их суть и содержание, какие конечные цели они пре­дусматривают?

– Да, вы правы. Именно практические механизмы, формы и методы, определенные в Указе главы государства, должны составлять единую и неразрывную «технологическую цепочку» по укреплению исполнительской дисциплины. Особое внимание при этом следует обратить на следующие приоритетные вопросы:

первыйсовершенствование системы управления в соответствии с новым этапом развития современного Узбекистана, целевыми и приоритетными задачами отраслей экономики и социальной сферы, а также территорий республики. В этой связи особую значимость для эффективной реализации вышеуказанных трех компонентов приобретают вопросы грамотного формирования календарных планов работы органов государственного и хозяйственного управления, хокимиятов всех уровней. В 2010 году в Кабинете Министров была введена практика составления личных планов работы заместителей Премьер-министра, руководителей подразделений и специалистов аппарата, а также системного анализа достигнутых результатов. Прошедшие годы подтвердили их целесо­образность и необходимость;

второйодин из главных аспектов – это грамотная и на высоком профессиональном уровне подготовка проектов актов – законов, указов, постановлений и других решений. Приведу некоторые данные. В 2020 году аппаратом Кабинета Министров совместно с министерствами и ведомствами, а также хокимиятами подготовлены и внесены в Админист­рацию проекты 344 актов Президента страны. Приняты 834 постановления и 580 распоряжений Правительства республики. Безусловно, это огромный пласт работы.

Однако низкий уровень экономической, финансовой и правовой экспертизы отдельных проектов, особенно концепций, программ и стратегий, недостаточная проработка четких и ясных механизмов, а также сроков реализации поручений в совокупности с отсутствием личной инициативы и требовательности становятся впоследствии одними из главных причин низкого уровня исполнительской дисциплины, несвоевременной и неполноценной реализации приоритетных задач и поручений.

Образно говоря, практически каждый пункт принимаемого акта должен четко и ясно отвечать на три главных вопроса: первый – кто (министерство, ведомство, хокимият или их руководители персонально); второй – что конк­ретно (четко сформулированные задача или поручение); третий – в какие сроки (оптимально конкретные) необходимо реализовать для достижения поставленных целей?

Перечисленные выше недостатки, а также отсутствие основательной аналитической базы, в том числе изучения и использования передового международного опыта, при подготовке проектов актов становятся главными причинами их длительного согласования в соответствующих органах управления и прежде всего в министерствах финансов, экономического развития и сокращения бедности, юстиции, Центральном и других банках. Более того, отдельные руководители органов управления лично не контролируют и не обременяют себя необходимостью проработки возникших вопросов и разногласий, а ограничиваются лишь тем, что перепоручают это своим заместителям, либо несогласованные в полном объеме проекты документов направляют в Правительство республики. Это, в свою очередь, приводит к нарушениям требований Регламента Кабинета Министров, а также установленных сроков исполнения поручений.

В этой связи представляется целесообразным и крайне необходимым напомнить установку главы государства о том, что руководители, какую бы должность они не занимали, обязаны прежде всего работать не с бумагой, а с возникшей проблемой или задачей, настойчиво искать и предлагать эффективные пути их решения в максимально сжатые сроки и с высоким конечным результатом. Поэтому теперь в соответствии с этим поручением и пунктом 5 Указа первые руководители обязаны обеспечить организацию персонального контроля не только за подготовкой и согласованием проектов актов, но и их защитой в подразделениях Администрации Президента Республики Узбекистан, у заместителей и советников Премьер-министра;

третийорганизация исполнения принятого акта законодательства. В практику работы органов управления прочно вошли разработка и утверждение планов контроля и программ действий, а за последние годы – «дорожных карт» по реализации принятых решений. Это, безусловно, дает свои ощутимые результаты. К примеру, принятые с опережением нормативно-­правовые акты прямого действия, оперативная организационная работа по реализации комплекса неотложных мер и жесткий уровень контроля позволили предотвратить и избежать серьезных последствий поистине в борьбе с пандемией COVID-19.

Вместе с тем настораживают нередкие факты, особенно в среднем и низовом звеньях органов управления, а также в аппаратах хокимиятов районов и городов, когда, во-первых, руководители глубоко не вникают и не владеют сутью проблемных задач, ограничиваются лишь поручениями «Для исполнения»; во-вторых, зачастую реализацию системных задач перепоручают своим заместителям, начальникам управлений или же специалистам; в-третьих, проверка исполнения на местах проводится поверхностно, без критического анализа и при отсутствии должной требовательности к безответственным исполнителям.

Все эти недостатки, безусловно, требуют решительного предупреждения и исключения из повседневной практики работы органов управления, особенно хокимиятов всех уровней. Для этого в Указе определен регламент еженедельного и еже­месячного критичес­кого обсуждения хода исполнения актов и поручений непосредственно у первых руководителей органов управления и хокимиятов. Оправдала себя внедренная недавно практика заслушивания посредством видеоконференцсвязи отчетов руководителей минис­терств и ведомств в секретариатах, управлениях и отделах Кабинета Министров, а также у заместителей и советников Премьер-министра.

В этой же связи представляется целесообразным внедрение на постоянной основе мониторинга и оценки уровня правовой грамотности руководителей и работников органов госуправления и хокимиятов. Кроме этого, освещение в средствах массовой информации под рубрикой «Решения Президента – исполнение и контроль» состоя­ния исполнения актов законодательства с широким использованием общественного конт­роля должно стать серьезным инструментом повышения личной ответственности руководителей всех рангов;

четвертыйцелевое изучение состояния исполнения актов законодательства и принятие оперативных мер по выявленным недос­таткам. Как показало изучение положения дел, например, в 2020 году в системах минис­терств энергетики, строительства, инвестиций и внешней торговли, финансов, сельского хозяйства, здравоохранения, а также хокимиятах Навоийской, Самаркандской, Ташкентской, Сурхандарьинской и Хорезмской областей вопросы критического и системного изучения положения дел в подведомственных структурах являются одними из слабых звеньев системы органов управления.

Своего рода «зеркальным отражением» недостатков своевременного и в полном объеме исполнения принятых актов является также определенная часть обращений физичес­ких и юридических лиц в различные органы. Так, в прошлом году общее число обращений в Кабинет Министров, органы государственного управления и хокимияты составило более 806 тысяч, из них свыше 187 тысяч – в министерства, ведомства и хозяйственные объединения, причем с ростом числа обращений по сравнению с 2019 годом почти на 10 процентов. Значительная часть обращений адресована минис­терствам занятости и трудовых отношений, водного хозяйства, высшего и среднего специального образования, по поддержке махалли и семьи, АО «Худудгазтаъминот» и «Худудий электр тармоклари», АКБ «Агробанк», «Халк банк» и «Микрокредитбанк».

По инициативе главы государства вводится практика отчетов: заместителей и советников Премьер-министра – на заседаниях Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента; руководства областных хокимиятов – на заседаниях Кенгашей народных депутатов районов и городов, а хокимов районов (городов) и руководителей секторов – на собраниях сходов граждан в махаллях. Цель: во-первых, услышать мнения граждан, их заботы и нужды, во-вторых, определить слабые звенья в исполнении принятых актов и, в-третьих, принять оперативные меры по устранению выявленных проблем.

Конкретным подтверждением необходимости повсеместного внедрения такой практики стали личные встречи, беседы в махаллях, учреждениях и организациях Президента страны, принятие на местах оперативных мер, в том числе персональной оценки деятельности руководителей. Свидетельством тому являются недавние поездки в Ферганскую и Наманганскую области, которые для всех нас служат убедительными примерами контроля исполнения в реальности, максимально эффективного использования рабочего времени, особенно в период служебных командировок;

пятыйважная роль в укреплении исполнительской дисциплины отводится подразделениям (управлениям, отделам, секторам, группам и специалистам), на которые возложены функции координации этой работы в аппаратах органов управления и хокимиятах территорий. В целях тщательного отбора на эти должности достойных кандидатур Указом определен новый порядок их назначения после стажировки в Кабинете Министров и последующего согласования с Сектором по обеспечению исполнительской дисциплины Администрации Президента Республики Узбекистан;

шестойвнедрение системы «Ijro.gov.uz»,которая включает в себя весь процесс организации исполнения актов законодательства, начиная с даты принятия и завершая предоставлением последовательно крити­ческого анализа в Кабинет Минист­ров, Счетную палату и Администрацию Президента Республики Узбекистан.

Основные задачи и функции по внедрению этой новой системы ведения контроля исполнения актов законодательства и поручений возлагаются на Министерство юстиции и создаваемые в его структуре специальные терри­ториальные управления. Это крайне важно также в связи с тем, что необходимо, во-первых, обеспечить тщательный анализ своевременного и в полном объеме исполнения принятых актов, во-вторых, для принятия оперативных мер по проблемным вопросам и, в-третьих, для обес­печения своевременной и достоверной отчетности.

Особую значимость эти вопросы имеют прежде всего для хокимиятов регионов, районов и городов, по которым приняты протокольные решения главы государства, а также органов государственного и хозяйственного управления, от эффективной деятельности которых в решающей степени зависят положение дел в сферах здравоохранения, культуры, трудозанятости, пенсионного обеспечения и создание благоприятных условий труда, быта и досуга населения;

седьмойпункт 5 Указа определяет персональную ответственность руководителей за результативность внедряемой Единой системы организационной, исполнительской и конт­рольной деятельности. Отмечается, что только в прошлом году за ослабление исполнительской дисциплины и отсутствие требовательности к кадрам от занимаемых должностей освобождены минис­тры здравоохранения, жилищно-коммунального обслуживания, высшего и среднего специального образования, отдельные руководители государственных комитетов и агентств, а также хокимы 25 городов и районов.

Наряду с этим, глава государства постоянно подчеркивает, что применение только дисциплинарных взысканий не должно стать главным звеном в укреплении исполнительской дисциплины, а должна четко функционировать Единая система, в которой каждый руководитель и специалист обязаны трудиться ответственно, настойчиво и целеуст­ремленно. Это гарантия достижения целей и задач, определенных не только в актах законодательства, но и в контрольных поручениях, которых немало, и они должны быть реализованы качественно и в установленные сроки.

К примеру, на сегодня выполнены: по протокольным решениям развития территорий 1455 поручений, отраслей экономики и социальной сферы – 2109; 960 пунктов «дорожных карт», принятых по итогам визитов на высшем уровне. Только в прошлом году изучены и направлены ответы по 26 парламентским запросам, 362 запросам сенаторов и депутатов, в ходе парламентских слушаний и «правительственного часа» заслушаны отчеты руководителей 36 министерств и ведомств.

Еще один важный аспект – это объективная оценка достигнутых результатов и конструктивная критика допущенных недостатков. Действующая сегодня в респуб­лике система материального поощрения работников, в том числе за стаж работы, ученую степень, классные чины, звания и так далее, безусловно, должна стимулировать каждого руководителя и специалиста трудиться с высокой самоотдачей, ответственно и обязательно результативно, то есть для каждого из нас эта работа должна стать осознанной потребностью и, если хотите, «железным» правилом.

Очевидно, что нельзя допускать факты, когда, получая высокую зарплату и премии, отдельные работники грубо нарушают исполнительскую дисциплину, на низком профессио­нальном уровне готовят проекты документов, не обеспечивают своевременное исполнение контрольных поручений, не проявляют должной инициативы. Таким фактам, безусловно, должна даваться принципиальная оценка.

Наряду с этим, отдельные руководители на практике, не разъясняя суть проблемы или задачи, не предлагая конкретные механизмы, формы и методы их решения, заняты лишь постоянной критикой и вынесением многочисленных, причем иногда необоснованных административных взысканий исполнителям документов и поручений. Но даже при этом в отдельных отраслях экономики и территориях республики не обеспечивается полноценная реализация системных задач.

В этой связи уместно напомнить слова, сказанные Президентом нашей страны на заседании Правительства республики в октябре 2016 года: «Руководителю, преданному своему делу, самоотверженно и ответственно выполняющему свои прямые обязанности, достаточно сказать всего один раз, чтобы он сделал должные выводы. Конструктивная и обоснованная критика способствует раскрытию и эффективному использованию имеющегося потенциала и неиспользованных резервов, а критика только ради критики создает неподъемную каменную глыбу».

Первоочередные практические меры, принятые по реализации Указа

– С даты принятия Указа прошло около месяца. Какие практические меры уже приняты по реализации его требований?

– Вы правы – время не ждет, тем более речь идет об укреплении исполнительской дисцип­лины на всех уровнях управления. На сегодня приняты следующие практические меры:

первое – Кабинетом Министров утвержден план контроля реализации Указа и его приложений. На заседаниях коллегий министерств, госкомитетов и хокимиятов регионов предметно рассмот­рены и утверждены «дорожные карты»;

второе – разработаны и утверждены распоряжением Кабинета Министров от 12 февраля 2021 года № 48-ф образцы организации исполнения контроля и отчетности по актам законодательства на примерах Министерства энергетики, хокимиятов Андижанской области и Асакинского района. Начато комплексное изучение состояния исполнительской дисцип­лины с учетом требований настоящего Указа в системе Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, а также в хокимиятах Джизакской и Сырдарьинской областей;

третье – последовательно осуществляются меры по разработке и утверждению личных планов работы руководителей и специалистов органов управления и хокимиятов всех уровней. В качестве образцов направлены планы работы руководителей и специалистов структурных подразделений аппарата Кабинета Министров;

четвертое – в аппарате Кабинета Министров утверждена тематика отчетов структурных подразделений по реализации требований Указа и экономической учебы с приглашением руководителей министерств и ведомств, а также ученых. Материалы направлены в органы управления и хокимияты для внедрения аналогичной практики;

пятое – с 1 по 10 марта этого года в 118 минис­терствах и ведомствах, а также хокимиятах всех уровней совместно со Счетной палатой будут проведены практические семинары для руководителей и специалистов, на которых функционально возложены вопросы укрепления исполнительской дисциплины;

шестое – начата работа по изучению качественного состава руководителей и специалистов минис­терств, ведомств и хокимиятов всех уровней, на которых функционально возложены вопросы организации исполнения актов и поручений;

седьмое – в соответствии с пунктом 8 Указа Министерством юстиции совместно со Счетной палатой и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций ведется проработка предложений по обеспечению полноценного функционирования системы «Ijro.gov.uz».

Впереди предстоит значительный объем работы, который потребует максимальной концентрации усилий и, главное, практических мер руководства и аппарата Кабинета Министров, министерств, государственных комитетов, ведомств, а также Совета Министров Респуб­лики Каракалпакстан, хокимиятов областей, города Ташкента и районов республики по совершенствованию форм и методов укрепления исполнительской дисциплины.

В этой связи хотел бы обратиться ко всем руководителям органов управления и исполнительной власти на местах с просьбой: работники аппаратов являются вашими первыми помощниками в укреп­лении исполнительской дисциплины. Необходимы четкое руководство, личная ответственность, жесткая дисциплина и инициативность, которые должны стать фундаментом эффективной и результативной работы.

В этой многогранной работе каждый из нас должен руководствоваться установкой Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева: «Нельзя довольствоваться достигнутыми результатами, все мы, независимо от занимаемых должностей, обязаны постоянно думать об обеспечении дальнейшего поступательного развития страны. Жить и трудиться во имя будущего нового Узбекистана – высокая ответственность и честь!»

Беседовал
Салим Дониёров.


2021 год объявлен Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения

Вопросы и ответы

Единый портал интерактивных государственных услуг