Крайне важной темой для нашего общества является взаимосвязь коррупции и конфликта интересов, которым в Республике Узбекистан, активно проводящей масштабные реформы, уделяется особое внимание.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан от 03.01.2017 г. № ЗРУ-419 «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды.
Определяющим признаком при выделении группы коррупционных преступлений является конфликт интересов на службе, разрешаемый противоправным путем. Такие преступления посягают на государственные, административные интересы либо интересы конкретного юридического лица. Таким образом, совершению коррупционного преступления предшествует так называемый «конфликт интересов».
Закон Республики Узбекистан от 05.06.2024 г. № ЗРУ-931 «О конфликте интересов» содержит следующее определение:
конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных или служебных обязанностей и при которой возникает (реальный конфликт интересов) либо может возникнуть (потенциальный конфликт интересов) противоречие между личной заинтересованностью и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства;
под личной заинтересованностью понимается любая выгода или преимущество, которую может получить сотрудник государственного органа или иной организации или связанные с ним лица, в результате непосредственного либо косвенного принятия им решения или иного его участия в этом процессе.
При этом связанными лицами сотрудника государственного органа или иной организации признаются следующие лица:
• близкие родственники сотрудника государственного органа или иной организации;
• юридическое лицо, акциями или долями уставного фонда (уставного капитала) которого владеют сотрудник государственного органа или иной организации и (или) его близкие родственники;
• юридическое лицо, в котором сотрудник государственного органа или иной организации или его близкие родственники являются руководителями или членами органа управления.
Как мы видим, ключевыми элементами конфликта интересов являются:
- личная заинтересованность (материальная выгода, карьерный рост, выгода для родственников/друзей и т.п.);
- должностные (служебные) обязанности;
- возможность влияния (принятие решений, контроль, распределение ресурсов).
Таким образом, конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного служащего на надлежащее исполнение им не только должностных, но и общих служебных обязанностей.
Виды конфликта интересов:
1. Фактический (реальный) конфликт интересов, при котором личная заинтересованность сотрудника уже существует, и может повлиять на его решение или действия, создавая реальное противоречие между служебными обязанностями и личными интересами. Например, сотрудник, который принимает решение о выдаче разрешительных документов компании, где его близкий родственник является руководителем, что ставит под сомнение его беспристрастность.
2. Потенциальный конфликт интересов, когда существует вероятность, что в будущем, при определенных обстоятельствах (например, при повышении в должности), возникнет противоречие между личными интересами и служебными обязанностями.
3. Мнимый (кажущийся) конфликт интересов, когда законные и этичные действия служащего могут быть ошибочно восприняты как наличие конфликта интересов из-за соблюдения норм этики или внешних обстоятельств. Например, сотрудник, который соблюдает все правила, но его действия могут быть истолкованы как подозрительные из-за того, что он имеет давние дружеские связи с представителем контрагента, с которым ему предстоит работать.
Конфликт интересов является ключевой предпосылкой для возникновения коррупционных проявлений, когда должностное лицо (служащий) поставлено перед выбором: нарушить или соблюсти требование закона. В зависимости от решения можно говорить о степени правомерности или противоправности поведения лица (служащего). Например, служащий государственного органа (местной администрации, органов самоуправления граждан), сталкиваясь с предложением взятки, может отказаться от нее и поставить в известность прокурора и работодателя о склонении к совершению коррупционного преступления, а может принять взятку.
Неурегулированный конфликт интересов подрывает доверие к государственным институтам, ведет к несправедливости и искажению принципов законности.
Конфликт интересов на службе создает мотивационную базу для совершения коррупционных действий, такую как:
корыстная заинтересованность – стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);
иная личная заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
Таким образом, конфликт интересов является пограничным состоянием, находясь в котором лицо неизбежно принимает то или иное решение, влекущее определенные правовые последствия.
К основным причинам конфликта интересов на гражданской службе можно отнести следующее:
• нарушение основных требований к служебному поведению гражданских служащих;
• невыполнение обязанностей гражданского служащего;
• несоблюдение при их исполнении прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства;
• несоблюдение норм действующего законодательства;
• нарушение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, в том числе установленных Законом «О противодействии коррупции» и другими законодательными актами.
Среди условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, можно назвать:
• низкий уровень компетенции сотрудников;
• дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих;
• недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти;
• наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом регулировании;
• несоблюдение служебной и организационной дисциплины;
• отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др.
Кроме того, имеющаяся практика позволяет выделить правонарушения коррупционной направленности, связанные с конфликтом интересов на государственной службе, в том числе:
• непринятие государственным служащим мер по предотвращению конфликта интересов;
• неуведомление представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов либо о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов;
• занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работодателя при наличии (возможности) конфликта интересов и др.
При этом необходимо отметить, что согласно статье 19 Закона Республики Узбекистан от 08.08.2022 г. № ЗРУ-788 «О государственной гражданской службе» государственный служащий обязан в случае возникновения у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Закон Республики Узбекистан «О конфликте интересов» и другие нормативно-правовые акты Узбекистана предусматривают последствия за несоблюдение норм, связанных с конфликтом интересов:
Признание недействительными решений и соглашений. Согласно статье 26 Закона «О конфликте интересов» принятые решения или заключенные сделки с допущением конфликта интересов, признаются недействительными в судебном порядке.
В случае признания принятого решения или заключенной сделки с допущением конфликта интересов недействительным, прибыль, полученная в результате принятия этого решения или заключения сделки, обращается в доход государства в судебном порядке без требования о возврате всего полученного по сделке. При этом расходы, связанные с исполнением такой сделки, признанной недействительной, возмещается за счет лица, допустившего конфликт интересов.
Дисциплинарная ответственность. Сотрудники государственных органов или иных организаций, допустившие конфликт интересов и не принявшие мер по его урегулированию, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности
Административная ответственность. С момента вступления в силу Закона «О конфликте интересов», в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности введена новая статья 1934 «Невыполнение требований законодательства о конфликте интересов», согласно которой несообщение должностным лицом или сотрудником государственного органа или иной организации о наличии конфликта интересов, как и непринятие мер по урегулированию реального или потенциального конфликта интересов, о которых стало известно должностному лицу государственного органа или иной организации, влечет наложение штрафа от трех до пяти базовых расчетных величин. При этом в случае повторного правонарушения сумма штрафа увеличивается. А в случае совершения данных правонарушений в сфере государственных закупок сумма штрафа составляет от двадцати до тридцати базовых расчетных величин.
Уголовная ответственность. Хотя сам по себе конфликт интересов не является уголовным преступлением, он часто предшествует или сопутствует коррупционным деяниям, за которые предусмотрена ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Узбекистан (например, получение взятки, злоупотребление властью или должностными полномочиями и другие). Нарушение правил урегулирования конфликта интересов может стать отягчающим обстоятельством при рассмотрении дел о коррупции.
Борьба с коррупцией и эффективное урегулирование конфликтов интересов являются приоритетными задачами для всех граждан Республики Узбекистан. В этих целях проводятся регулярные разъяснительные работы и тренинги с сотрудниками государственных органов и организаций.
Поэтому, для формирования понимания сути конфликта интересов и способов его предотвращения, 15 октября текущего года среди работников СЭМС Навоийской области была проведена беседа на тему «Конфликт интересов как основа коррупционного преступления».
Ведь понимание сути конфликта интересов и осознание его серьезных последствий является обязанностью каждого гражданина нашей страны.
Только совместными усилиями государства и общества можно построить систему, свободную от коррупции, где решения принимаются исключительно в интересах народа и государства.
Подготовил: инженер 2-категории СЭМС Навоийской области М.Жумаев